Оценка знаний по русскому языку

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК. РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»


Мониторинг качества обучения по русскому языку на уровне ученика организуется поэтапно:

1 этап - стартовая предметная диагностика (1 класс)

1 этап - входная диагностическая работа (начало учебного года)

2 этап - текущая диагностика в ходе изучения программного материала.

3 этап - промежуточная диагностика (административные работы в конце каждого полугодия).

4 этап - итоговая диагностика (административная работа в конце обучения в 4 классе, ВПР)


Количество контрольных работ по русскому языку и родному языку (русскому) в начальной школе



Классы

Русский язык

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Стартовая диагностика

1




Входная диагностическая работа


1

1

1

Промежуточные административные контрольные работы

1

2

2

1

Текущие контрольные работы


5

9

9

Итоговые административные работы




1

ВПР




1

ВСЕГО

2

8

12

13

Родной язык (русский)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Проверочная итоговая работа по итогам изучения курса родного языка (русского)

1

1

1

1

ВСЕГО

1

1

1

1



Текущий контроль по русскому языку


Текущий контроль по русскому языку осуществляется в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий, словарных диктантов.

  • Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

  • Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

  • Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

  • Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

  • Тематический контроль по русскому языку в начальной школе осуществляется в письменной форме в виде проверочных работ. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем, тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2—8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.


Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

  • Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

  • Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

  • Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Грамматическое задание 

«5» - без ошибок/ более 75%

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий/ не менее 75%

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий/ не менее 50%

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий/ менее 50%


Диктант


Классы

Четверти/количество слов


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Объём текста

1 класс




15 - 17

2 класс

20 - 25

25 - 35

35 - 40

40 - 45

3 класс

45 - 50

50 - 55

55 - 60

60 - 70

4 класс

65 - 70

70 - 75

75 - 85

85 - 90


Контрольное списывание


Классы

Четверти/количество слов


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Объём текста

2 класс

20 - 25

25 - 30

30-35

35-40

3 класс

45 - 50

45 - 50

50-55

55-60

4 класс

60 - 65

65 - 75

70-75

75-80


Оценивание контрольного списывания


Оценки

Допустимое количество ошибок


2 класс

3 класс

4 класс

5

Нет ошибок. 

1 недочёт графического характера

Нет ошибок.

Нет ошибок.

4

1-2 ошибки

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

3

3 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

2

4 ошибки

1-2 исправления

3 ошибки

1-2 исправления

3 ошибки

1-2 исправления


Тест

«5» - правильно выполнено более 75% заданий; 

«4» – правильно выполнено не менее 75% заданий; 

«3» – правильно выполнено не менее 50% заданий; 

«2» – правильно выполнено менее 50% заданий.


Словарный диктант


Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество слов

6-8

8-10

10-12

13-15

Критерии оценки

5 - без ошибок

4 - 1 ошибка, 1 исправление

3 - 2 ошибки, 1 исправление

2 - 3-5 ошибок



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится.

Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляется две отметки через дробь в одну клетку – за содержание и за грамотность.

В четвертом классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику.



ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

Критерии оценки изложения/сочинения

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.


Примерный объём текстов для изложений


Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2 класс

35 - 40

40 - 50

45 - 55

50 - 60

3 класс

55 - 65

60 - 70

65 - 75

70 - 80

4 класс

75 - 85

80 - 90

85 - 95

90 - 100


Примерный объём сочинений


Класс

Количество предложений

Количество слов

3

9-10

50-60

4

11-12

70-80



Итоговый контроль по русскому языку


Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме контрольных работ, контрольных диктантов с грамматическим заданием.

В контрольные итоговые работы включаются задания, как базового уровня, так и повышенного уровня разных типов:

  1. 1 тип - с кратким ответом, когда требуется записать результат действия (число);

  2. 2 тип - с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных вариантов;

  3. 3 тип - с выбором двух (трёх) верных ответов из нескольких предложенных.

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:

  1. За верное выполнение задания базового уровня первого и второго типа учащийся получает 1 балл;

  2. За верное выполнение задания базового уровня третьего типа учащийся получает:

- 2 балла выбрал два правильных ответа;

- 1 балл выбрал один правильный ответ;

За неверное выполнение задания 0 баллов.

  1. За верное выполнение задания повышенного уровня второго типа учащийся получает 2 балла;

  2. За верное выполнение задания повышенного уровня третьего типа        учащийся получает:

- 2 балла выбрал два правильных ответа;

- 1 балл выбрал один правильный ответ;

За неверное выполнение задания 0 баллов.


В качестве основных показателей оценки может быть:

  1. средний процент выполнения заданий базового уровня (отношение баллов, полученных учащимися за выполнение заданий базового уровня трудности, к максимальному баллу, который эти ученики могли бы получить за эту группу заданий, в процентах);

  2. средний процент выполнения заданий повышенного уровня (отношение баллов, полученных учащимися за выполнение заданий повышенного уровня трудности, к максимальному баллу, который эти ученики могли бы получить за эту группу заданий, в процентах);

  3. решаемость каждого из заданий работы в среднем (доля учеников, выполнивших задание, от общего числа учеников, выполнявших работу, в процентах).

 

Критерии оценивания работы, в которой содержатся задания базового уровня 

Уровень достижений

% от максимального балла работы

Отметка

Высокий

100 %

отметка «5»

Повышенный

75% - 99 %

отметка «4»

Базовый

50% - 74 %

отметка «3»

Низкий

Менее 50 %

отметка «2»



Критерии оценивания работы, в которой содержатся задания базового и повышенного уровня

Уровень достижений

% от максимального балла

работы

Отметка

Высокий

85% - 100 %

отметка «5»

Повышенный

65% - 84 %

отметка «4»

Базовый

35% - 64 %

отметка «3»

Низкий

Менее 35 %

отметка «2»


В качестве основных контрольно-измерительных материалов используются материалы УМК «Школа России», кроме того могут быть использованы и другие КИМы.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

  • «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

  • «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

  • «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

  • «2» («неудовлетворительно») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Особенности организации контроля по русскому языку

Промежуточная аттестация в 1-х классах проводится после освоения образовательных программ обучающимися за учебный год. В этом случае определяется удовлетворительная либо неудовлетворительная оценка результатов (усвоил /не усвоил) освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения по учебным предметам, курсам.

Формами промежуточной аттестации учащихся 1 – 4 классов по предмету «Русский язык» является контрольная работа, контрольный диктант с грамматическим заданием (см. выше)..

 

Форма аттестации

Контрольная работа

Рекомендуемые

предметы

Русский язык (1 - 4 классы)

Форма проведения

Письменная

Длительность

проведения

40 - 45 минут

Параметры оценки

Количество верно выполненных заданий; 

при наличии заданий, требующих развернутого ответа, 

- их достоверность, полнота и аргументация.

Контрольно- измерительные материалы

Содержат задания по пройденным темам и разделам базового, повышенного уровней сложности: тестовые задания, задания с указанием коротких ответов, задания с развернутым ответом, практические задания на компьютере.

Возможное оценивание контрольной работы в 4-балльной системе

4-балльная система оценки:

Отметка «5» ставится, если в контрольной работе 85 - 100 % правильно выполненных заданий; обучающийся приступил к решению заданий всех уровней сложности, грамотно изложил решение, привел необходимые пояснения и обоснования; учащийся продемонстрировал владение всеми контролируемыми элементами  содержания по  данной теме (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Оценка   не   снижается за нерациональное решение, за небрежное выполнение записей. 

Отметка «4» ставится, если в работе 65 - 84 % правильно выполненных заданий при этом имеются задания выполненные неправильно или задания к которым обучающийся не приступал, возможно допущены одна-две ошибки вычислительного характера, с их учетом   дальнейшие   шаги выполнены верно или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если 35% - 64% 

правильно выполненных заданий; правильно решены задания базового уровня или, при наличии ошибок в заданиях базового уровня, правильно выполнены некоторые задания повышенного уровня сложности; допущено более двух ошибок или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если менее 35 % правильно выполненных заданий; допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.



Оценивание в курсе родного языка (русского)

  • Оценивание ориентируется на заведомо положительный результат, повышающий мотивацию.

  • Курс не предполагает контроль в виде ВПР.

  • В рамках ведения курса со стороны педагога должна осуществляться оценка-поддержка ученика, исключающая жесткий контроль.

  • Курс “Родного языка (русского)” должен формировать у учащихся позитивное отношение к языку, инициативность, креативность, способность к личностному самоопределению, способности ставить цели и реализовывать их.

Текущий контроль 

  • Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников. 

  • Целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. 

Критериальное оценивание - это прежде всего коммуникация «ученик – ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения.


Критериальное оценивание: требования

1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке, например:

Оценка устного сообщения ученика

  • точность (вся информация передана без искажения),

  • ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),

  • чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п.

2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке. Ученики предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы в тетради или на оценочном листе «Я» – ясность изложения «Ч» – «чёткость речи» «?» – есть вопрос и др.

3. В 1-м и 2-м классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры» – вопросы, иллюстрации и т. п.

Например, после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения.

После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист – таблицу с вопросами, рядом с которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа.

Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в тексте.

Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка сообщения по таким критериям:

1) На все ли вопросы удалось ответить?

2) Вся ли информация передана верно?

3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Практическая работа: инсценировка жизненных ситуаций (работа в группах)

Презентация работы в группах – оценивание по критериям:

• наличие/отсутствие в диалоге вежливых слов;

• артистизм и др.

4. Критерии должны изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки. Появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

5. Критические замечания должны высказываться в форме совета

Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами.

Устное оценочное высказывание содержит три структурных элемента:

  • похвала (что получилось),

  • замечание (что пока не получается),

  • совет (что сделать, чтобы получилось).

Например, «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике отметь предложения, которые описывают картинку».

Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а затем используют на протяжении всей начальной школы.

Наряду с устным оценочным высказыванием используется:

• Письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»);

• Оценивание с помощью значков («плюс», «минус», «полуплюс» и др.), которые показываются однокласснику после его выступления;

• Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например, на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.


Основной вид промежуточного и итогового контроля


Основной вид промежуточного и итогового контроля - представление проектных заданий:

• Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом

• Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях. Например,

1-й класс

Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква.

2-й класс

1. Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.

2. Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и других городах.

Оценка проектных заданий:

• По каждому из критериев выставляется балл,

• Можно использовать такой подход к выставлению баллов:

2 балла - высокий уровень

1 балл - средний уровень

0 баллов - низкий уровень

• Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.

В течение обучения можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме, которые могут оцениваться по тем же критериям, как в русском языке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.