Памятка по русскому языку


Нажмите на ссылку. Словарные диктанты  здесь

Буквы о-ё после шипящих в корне.
 После шипящих под ударением в корне пишется е(ё),  если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется еёрный — чернеть, жёлтый — желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о.
Например, дешёвый - дешевле, жёлоб - желобок, жёлудь - нет желудей; крыжовник, обжора, шов, шок.
Гласный после ц.
и
ы
В корне .
Например, цифра, циркуль, циферблат.
Но есть исключения:
цыган, на цыпочках, цыплёнку, цыкнул, цыц.
В окончаниях.
Например, огурцы, улицы, птицы.
В словах на -ция.
Например, акация, станция, полиция
В суффиксах.
Например, сестрицын, куницын


Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Обстоятельство
Определение
Дополнение
Обозначает
- цель действия
-место действия
-время действия
-причину
-условия
-признак предмета
- связано со сказуемым
-предмет, на который направлено действие
Вопросы
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Какой? Какая? Какое? какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Который?
Кого? Чего? Кому? чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? – вопросы косвенных падежей
Подчёркивается
     - ∙ - ∙ - ∙ - ∙ -
волнистой чертой
пунктиром - - - - - - -
Чем выражено
Существительное, наречие, местоимение, неопределённая форма глагола, фразеологические и сравнительные обороты
Прилагательное, числительное, местоимение, существительное, наречие
Существительное, местоимение, неделимое словосочетание, числительное

Орфограмма «Непроизносимый согласный в корне слова», обозначение НС

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный хорошо слышался. Если   при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Например: звёздный - звезда, местный – место, солнце- солнышко.
Некоторые слова проверить нельзя.
ЗАПОМНИТЕ:

чувство, лестница, праздник


Орфограмма «Парный согласный в корне слова», обозначение ПС

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласные [л], [м],  [н], [р]. Например, сады – сад, грибок – грибки, зубной - зуб

Правописание суффиксов

Правописание суффиксов
-ик – пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает»
Например, ключик – (нет) ключика
-ек – пишется, если при изменении слова гласный «убегает»
Например, замочек – (нет) замочка
-ив- пишется под ударением
-ев- пишется без ударения
-лив, -чив- пишутся всегда с буквой и

Предложение

По цели высказывания

повествовательные
вопросительные
побудительные
содержат рассказ,
повествуют о чём-либо.
содержат вопрос
содержат приказ или просьбу
Ребята пришли на урок
Какую оценку ты сегодня получил?
Не разговаривайте во время урока!

 По интонации
восклицательное
невосклицательное
Замечательная осень в этом году!
Замечательная осень в этом году.

По наличию второстепенных членов
распространённое
нераспространённое
Есть второстепенные члены предложения
Состоит только из грамматической основы

Правописание приставок -бес- без
В приставках, оканчивающихся на з//с, пишется буква с, если корень начинается буквой глухого согласного: бесполезный, искусать. В остальных случаях пишется буква з: безопасный, разрубить. 

Связь слов в словосочетании.
согласование
управление
примыкание
1) Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?
2) При изменении формы главного должна изменяться форма зависимого слова.


о лесном озере
        ↓   ↓
прил. +  сущ.

пятая коробка
   ↓            ↓
числ. + сущ.


1) Вопросы косвенных падежей.
2)Главное слово изменяет форму, а зависимое не изменяет.



ехать в машине
  ↓             ↓
гл.    +   сущ.

горы Кавказа
  ↓          ↓
сущ.+ сущ.
1)Главное и зависимое связаны только по смыслу.
2)Зависимым словом в словосочетании  является неизменяемое слово (наречие, неопределённая форма глагола).

повернуть налево
        ↓              ↓
     гл.         +  нар.

пойти гулять
    ↓        ↓    
гл.   +   гл.



План разбора слова по составу

1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
2.   У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
3.   Указать основу слова.
4.   Выделить корень слова: подобрать однокоренные слова.
5.   Выделить приставки, суффиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами (для проверки).


Фонетический разбор слова




Части речи, 2 класс



Часть речи
Вопросы
Что обозначает или называет
Имя уществительное
кто? что?
предмет
Имя прилагательное
какой? какая? какое? какие?
признак предмета
Глагол
что делать? что сделать? что делал? что делает? что будет делать?
действие предмета



Памятки- картинки  взяты с сайта учителя Пожиловой Ольги Александровны (адрес сайта http://pozhilovaolga.ucoz.net/)








Как правильно списывать текст

1. Прочитай предложение. Сколько в нём слов?
2. Повтори предложение, не заглядывая в текст.
3. Прочитай предложение орфографически.
4. Диктуй себе по слогам орфографически.
5. Проверь написанное (орфографическое чтение образца и написанного текста).

Названия букв смотрите здесь

Правила за 1-й класс здесь




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.