Оценка знаний по литературному чтению

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

Мониторинг качества обучения по русскому языку на уровне ученика организуется поэтапно:

1 этап - входная диагностическая работа (начало учебного года)

2 этап - текущая диагностика в ходе изучения программного материала.

3 этап - промежуточная диагностика (административные работы в конце каждого полугодия).

4 этап - итоговая диагностика (административная работа в конце обучения в 4 классе)


Количество контрольных работ по литературному чтению и чтению на родном языке (русском)

 в начальной школе


Классы

Литературное чтение

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Входная диагностическая работа по проверке читательской грамотности


1

1

1

Проверка навыка чтения вслух и про себя

Необходимость проверки навыка чтения вслух и про себя решается учителем самостоятельно и проводится в соответствии с установленными нормами

Промежуточные административные контрольные работы по проверке читательской грамотности

1

2

2

1

Текущие контрольные работы


?

?

?

Итоговые административные работы




1

ВСЕГО

1




Чтение на родном языку (русском)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Промежуточная административная работа по итогам изучения курса чтения на родном языке (русском)

1

1

1

1

ВСЕГО

1

1

1

1


 

Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится универсальным учебным действием. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80—85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированность навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25—30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

  • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45—50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65—70 слов в минуту (вслух) и 85—90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

  • в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80—90 слов в минуту (вслух) и 115—120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.


Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Промежуточные и итоговые административные работы по проверке уровня развития читательской грамотности проводятся в письменной форме на основе текста с заданиями разного типа базового и повышенного уровней. Критерии оценки заданий представлены ниже.


Критерии оценивания работ, в которых содержатся 

задания базового уровня

Уровень достижений

% от максимального балла

работы

Отметка

Высокий

100 %

отметка «5»

Повышенный

75 - 99 %

отметка «4»

Базовый

50 - 74 %

отметка «3»

Низкий

Менее 50 %

отметка «2»

 

Критерии оценивания работ, в которых содержатся 

задания базового и повышенного уровня

 

Уровень достижений

% от максимального балла

работы

Отметка

Высокий

85 - 100 %

отметка «5»

Повышенный

65 - 84 %

отметка «4»

Базовый

35 - 64 %

отметка «3»

Низкий

Менее 35 %

отметка «2»


Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.


Нормативы и их оценивание по проверке техники чтения 

(количество слов в минуту)

 

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

Первый класс

«5»

больше 35 слов

больше 40 слов

«4»

26-35 слов

31-40 слов

«3»

20-25 слов

25-30 слов

«2»

меньше 20 слов

меньше 25 слов

Второй класс

«5»

больше 55 слов

больше 70 слов

«4»

40-55 слов

51-70 слов

«3»

25-39 слов

45-50 слов

«2»

меньше 25 слов

меньше 40 слов

Третий класс

«5»

больше 75 слов

больше 90 слов

«4»

60-75 слов

71-90 слов

«3»

45-59 слов

60-70 слов

«2»

меньше 45 слов

меньше 60 слов

Четвертый класс

«5»

больше 95 слов

больше 110 слов

«4»

71-95 слов

91-110 слов

«3»

65-70 слов

80-90 слов

«2»

меньше 65 слов

меньше 80 слов


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки за технику чтения

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; 

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности,        недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Промежуточная аттестация по предмету «Литературное чтение» в 1 - х классах проводится после освоения образовательной программы обучающимися за учебный год в виде подведения итогов по результатам, зафиксированным в листах достижений учащихся. В этом случае определяется удовлетворительная либо неудовлетворительная оценка результатов (усвоил /не усвоил) освоения образовательной программы без разделения на уровни освоения по итогам четверти как средний результат. 50% освоения материала свидетельствует об успешном прохождении образовательной программы по предмету «Литературное чтение».

Промежуточная аттестация по предмету «Литературное чтение» во 2 - 4 - х классах определяется педагогическим работником по итогам четверти как среднее арифметическое текущих отметок в соответствии с правилами математического округления, учитывая итоговый контроль техники чтения.

Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций.


 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.