Тема: "Трудовое воспитание"


Здравствуйте, уважаемые родители! 

Вы открыли страницу "Родительские собрания". В этом учебном году я решила поэкспериментировать и предложить Вам провести наше первое родительское собрание в новой дистанционной форме, т.е. сидя за компьютером у себя дома, читая наш блог, выполняя различные задания по ходу собрания. Такая форма, конечно, не будет постоянной, но попробовать стоит. Ведь, "виртуальное" собрание имеет тоже много плюсов. Например, Вы сможете зайти и познакомиться с информацией в любое удобное для Вас время, результаты нашей работы смогут увидеть все члены семьи,  вместе с Вами выполнять поставленные задачи будут дети. 
      При планировании своей работы с родителями и детьми на 2016-2017 учебный год, я построила следующий план родительских собраний:
1) I четверть - "Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств". 
2) II четверть - "Что ребёнок хочет мне сказать своим поведением?" 
3) III  четверть - "Поощрение и наказание детей в семье".
4) IV четверть "Итоговое родительское собрание".

Итак, тема первого собрания "Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств" 
Сроки проведения - с 14 сентября по 19 сентября. 

Выбранная тема, на мой взгляд, актуальна, так как наши дети растут, а обязанность семьи и школы воспитывать в них такие качества личности, как доброта, отзывчивость, уважение к ближнему. Эти нравственные понятия формируются и через трудовое воспитание. Труд - основа развития и становления человека. "Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия" - К.Д.Ушинский. 

Цели родительского собрания
1) Формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста; расширить знания о том, как прививать детям привычку трудиться.
2)  Оценить степень организации труда в семьях учащихся, познакомиться с опытом трудового воспитания в семьях. 

План работы:
1) Познакомиться с лекцией по вопросу "Труд  и его значение в жизни ребёнка"; ответить на вопросы анкеты и родителям, и детям (у каждого своя) - 14 сентября.
2) Оценка жизненных ситуаций (проанализировать ситуации по проблеме собрания) форум - 15 сентября. 
3) Познакомиться с результатами анкетирования. Поделиться личными примерами трудового участия ребёнка в жизни Вашей семьи - 16, 17 сентября
4) Итоги собрания. Рефлексия - оценка. Написать своё мнение о проделанной работе и родителям, и ученикам - 18 - 19 сентября. 



Ход собрания:


I  часть собрания - Лекция "Труд  и его значение в жизни ребёнка"

        Воспитание привычки к труду важно в любом обществе.  Известный русский педагог и психолог Павел Петрович Блонский писал: «Ручной труд является огромным фактором умственного развития детей». А ответственность за приобщение детей к труду лежит на взрослых, прежде всего - родителях. Это отметил еще в 17 в. английский философ Джон Локк: «Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые; и если некоторая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых». Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
            Успех в труде наполняет сердце ребенка радостью. Поэтому необходимо, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь получилось! Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость. А как часто приходится видеть следующее. Ребенок, как умел, вымыл пол, а мама, придя домой, только ахнула и принялась его перемывать. Вместо похвалы его инициатива получила осуждение. Конечно, это сильно ранит душу ребенка, а лучше сказать: «Какой ты у меня молодец! Спасибо за помощь. А завтра давай мы это сделаем вместе». И показать, как надо вымыть пол. Ведь личный пример и личный показ – это важная и необходимая вещь в трудовом воспитании.

       Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы должны их готовить к будущей самостоятельной жизни.   Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней и привычку заботиться о близких. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку». 

       Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность.   У детей непременно должны быть постоянные трудовые обязанности, т.к. они воспитывают важное качество - ответственность.  Есть такое слово – «надо». Короткое, неумолимое, требовательное, как приказ. Надо! – и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что сейчас хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надежными людьми. А среди трудовых привычек эта – чуть ли не самая основная. Как это сделать?
       Все начинается с мелочей: «Не пойдешь гулять, пока не уберешь свои игрушки», «Не будешь смотреть телевизор, пока не сделаешь уроки» и т.д. Главное – настоять на своем, быть неумолимым. Родители, которые освобождают своих детей от постоянных обязанностей, оказывают им плохую услугу. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но, если это сделает ее ребенок, это будет полезнее и важнее. С каждым днем у него это будет получаться лучше и тщательней. 
          Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка … Когда так можно сказать о ваших детях – это не только приятно. Это родительская победа!! 



Заполните, пожалуйста, анкету!






II  часть собрания - форум "Оценка жизненных ситуаций"

Это задание необходимо выполнить прямо на центральной странице нашего блога. Для этого Вам необходимо прочитать ситуацию и в комментариях поделиться своим мнением  по данной проблеме. Много писать не нужно - 1-3 предложения. Отведём на эту работу 1 день - 15 сентября. 

III  часть собрания -  "Личный опыт трудового воспитания в семье", создаём общую презентацию.

Уважаемые родители, ознакомьтесь с результатами проведённых анкет. 
Обработка детской анкеты здесь.
Результаты анкеты для взрослых здесь.
Из опроса я узнала, что ученики выполняют много разных обязанностей по дому. Очень хочется рассказать и другим участникам собрания о них. Поэтому я предлагаю заполнить общую презентацию, в которую необходимо включить описание самого любимого домашнего дела (несколько предложений) и поставить фотографию. В презентации для работы у каждого ребёнка есть свой слайд (страничка), ищите её по именам. На эту работу потратим 2 дня 16 и 17 сентября.  
Презентация ниже имеет общий просмотр, а вход в неё для работы здесь.
Как вставить фото в презентацию?
1 шаг - найдите на панели инструментов вкладку ВСТАВКА - смотри рисунок ниже. 




2 шаг - найдите текст ИЗОБРАЖЕНИЕ, нажмите на него. Откроется поле выбора в центре (выберите изображение для загрузки). Далее выберите папку, из которой нужно взять фотографию. 
3 шаг - Когда фото загрузится, в нижнем левом углу в синей рамочке нажмите кнопку ВЫБРАТЬ. 


IV часть собрания -  итоги собрания, 18 - 19 сентября.


Уважаемые родители и ребята! 
       Наше собрание подошло к своему завершению. Я благодарю всех за активное участие!!! На последнем этапе нам предстоит подвести итоги. Нами выполнена очень важная работа - приобщение детей к труду. Ребёнок, который приучен трудиться, может выполнить поручения не только мамы и папы, но и учителя в классе. Тем более, что в этом учебном году дежурные по классу выполняют намного больше обязанностей, чем в первые 2 года обучения.  
Были поставлены следующие цели родительского собрания
1) Формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста; расширить знания о том, как прививать детям привычку трудиться.
2)  Оценить степень организации труда в семьях учащихся, познакомиться с опытом трудового воспитания в семьях. 
Считаю, что цели в процессе выполнения различных заданий достигнуты.
       Обобщая все сказанное в ходе собрания, была составлена памятка для родителей:
- Прежде чем поручить ребёнку какое-нибудь дело, объясните и покажите, как его выполнить. Возможно объяснить и показать необходимо несколько раз. В этом нужно иметь терпение.
- Будьте спокойны и последовательны в своих требованиях к ребёнку, учитывайте его индивидуальные особенности.
- Обязательно хвалите ребёнка за выполненную работу. Учитесь оценивать результаты труда вместе с ребёнком.
- Давайте ребёнку добрые и полезные советы.
- Включайте в трудовое воспитание ребёнка игру и игровые приёмы.
- Чаще привлекайте ребёнка к совместному труду. Никогда не выполняйте за него его обязанности.
- Поощряйте инициативу ребёнка к выполнению трудовых поручений.
- Учите ребёнка уважать свой и чужой труд, бережно относиться к результатам труда.
- Рассказывайте  детям о своей профессии, а также профессии родственников, знакомых.

В конце, у меня будет ещё одна просьба: написать ниже, прямо на этой странице, комментарий. Нужна ли такая форма собрания или она отнимает время? Что Вам понравилось и было интересным? Что вызвало трудности?
Как я указывала в плане работы, комментарии необходимо написать и детям (это они могут сделать прямо в школе), и родителям.  

Всем большое спасибо за внимание!!








26 комментариев:

  1. Мне очень понравилось участвовать в собрании по той причине, что там было очень здорово!!! Интересно рассказать ребятам, какие обязанности я выполняю по дому!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне понравилось работать в такой форме родительского собрания, потому что мы все вопросы обсуждали семьей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень хорошо, Лида, что вы работали все вместе! Молодцы!!

      Удалить
  3. Мне очень понравилось участвовать в родительском собрании. Больше всего было интересно ставить фото в общую презентацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово, когда дети могут поделиться своим опытом! Умница, Егор.

      Удалить
  4. Мне было интересно рассказать ребятам, как я прибираюсь.

    ОтветитьУдалить
  5. Мне понравилось работать на родительском собрании ставить фото и заполнять анкету.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, Паша, ты узнал для себя много интересного! Спасибо за работу.

      Удалить
  6. Я считаю ,что такая форма родительского собрания очень увлекательная и совсем не отнимает свободного времени.Особенно интересно было обсуждать с ребенком представленные ситуации.Трудностей не возникало , было интересно и познавательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Николаевна, очень благодарна Вам за Вашу поддержку в применяемых мной новинках для обучения и воспитания наших детей! Спасибо за работу!Молодцы!!

      Удалить
  7. Я считаю, что такая новая форма родительского собрания очень полезна и для родителей и для детей. Мы всей семьей обсуждаем ситуации, так же находим общий ответ. Отвечая на вопросы в в блоге,мы совсем мало тратим времени. Так же интересно посмотреть как другие отвечают на эти же вопросы.Приучая ребенка к труду на других примерах поучительно. Побольше бы таких интересных заданий!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово, Светлана Владимировна, что у нас в классе есть такие активные родители, как Вы!! Спасибо Вам за работу.

      Удалить
  8. Замечательное собрание! Спасибо за новую форму работы с родительским активом. Будем у Вас учиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, спасибо за комментарий! Мы старались, и сами, конечно, приобретали новый опыт. Ведь такую форму собрания мы применили впервые.

      Удалить
  9. Ваня В.Мне было очень интересно поделиться с одноклассниками своими делами, которые я выполняю по дому, особенно вставлять фотографии!


    ОтветитьУдалить
  10. Мне очень понравилось родительское собрание, особенно обсуждать с родителями ситуации и рассматривать фотографии своих одноклассников и видеть ,как они помогают родителям.

    ОтветитьУдалить
  11. Молодец, Илья. Мне понравилась твоя заинтересованность, желание поучиться.

    ОтветитьУдалить
  12. Махалова Н.В. мне такая форма собрания показалась очень интересной. Мы вместе с Ромой рассматривали ситуации,обсуждали их и ставили себя на место героев представленных примеров,как бы мы поступили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нина Витальевна, за Ваше активное участие в выполнении всех заданий собрания!!

      Удалить
  13. Гусева М.Е. Мне такая форма собрания понравилась, так как можно принять участие в удобное для себя время. Дети тоже принимают участие и им это нравится,они себя считают более взрослыми, обсуждают ситуации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Марина Евгеньевна, за интересный комментарий!! Вы молодцы!!

      Удалить
  14. Современно, своевременно, интересно! Спасибо. Приятно, что привлекаете нас к участию, заставляя постоянно совершенствоваться вместе с Вами и детьми. Удачи , отдачи и пусть на все времени хватает, дорогой наш Учитель. Куницына.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо, Татьяна Александровна, за добрые слова. Для учителя очень важна поддержка родителей, бабушек и дедушек! Приятно, когда все проявляют свою заинтересованность. Ведь делаем мы общее дело - воспитываем наших детей!!

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.